• Данный сайт «РАСсвет» - Центр психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих особых детей» создан профессиональным сообществом педагогов дошкольных образовательных организаций города Воркуты: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. 

Организация пространственной среды ребёнка с РАС

Организация пространственной среды ребенка с РАС в домашних условиях

 

Для организации жизненного пространства ребенка с РАС необходимо выполнение ряда условий. Такой ребенок очень ранимый, что делает его беззащитным перед окружающим миром. Поэтому, пространство, в котором он живет, имеет для его развития особую терапевтическую значимость. По степени удаленности от места, где дошкольник находится большую часть жизни, пространство можно подразделить: детская комната, квартира и ближайшая к дому территория.

По виду деятельности ребенка, про­странство можно условно разграничить на бытовое – приобретение культурно-гигиенических навыков (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.), игровое — где ребенок может играть в разнообразные игры, учебное — место, где ребенок занимается, и ближайшее социальное окружение - подъезд, в котором происходит общение с соседями, детская площадка - где ребенок может пообщаться с другими детьми. В нашей статье мы по­стараемся рассказать об организации простран­ства, в котором живет и действует аутичный ребенок с учетом данных направлений.

Итак, детская комната для ребенка с РАС должна быть в помещении, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, в случае не­обходимости, мог бы укрыться от внеш­них раздражителей. Для этого от родителей требуется выполнения ряда необходимых условий:

 

  1. Первым условием является безопасность. Детская комната должна быть оборудована с учетом то­го, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркать­ся, карабкаться по мебели и т.д. Поскольку у ребенка с РАС часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может пере­стать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Эта рекомендация ка­сается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Поскольку аутичного ребенка очень трудно, а порой не­возможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатны­ми, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хо­чет играть с каким-либо опасным предметом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать данный предмет у него, так как он сопротивля­ется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций.

 

  1. Второе условие - обеспечение комфорта и уюта. Родители должны оформить комнату в приятных, неярких, успокаиваю­щих тонах, электрическое освещение должно быть мяг­ким, не режущим глаза.

 

 

  1. Третье условие - наличие необходимого оборудования

Поскольку детская комната - это место, где ребенок иг­рает и учится, она требует содержательного наполнения.

Так, в комнате обязательно должен быть стол для занятий. А также разнообразные игрушки: деревянные и пластмассовые строительные набо­ры, конструкторы, матрешки, пирамидки, вкладыши, звучащие игрушки и набор игрушечных музыкаль­ных инструментов, игры для развития мелкой моторики (мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками и др.), развивающие настольно-печатные игры (разрез­ные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.), игрушки для сюжетно-ролевых игр (куклы, миш­ки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, ку­кольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т.д.).

Детские книжки для ребенка подбира­ются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реаль­ного освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать поло­жительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить, во всяком случае — на начальном этапе). Если ребенку осо­бенно правится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.

 

Кроме этого, у ребенка должны быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, аква­рельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т.д.

Особо отметим необходимость для физического раз­вития ребенка спортивного оборудования: очень хоро­шо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обру­чи, скакалки, а также самокат и велосипед.

Принцип действия многих спортивных снарядов оче­виден, и после небольшого обучения ребенок вполне мо­жет действовать самостоятельно. Это очень важно, так как аутичный ребенок, особенно на начальном этапе коррекционной работы, неспособен произвольно управлять своими движениями или по подражанию повторить дей­ствия взрослого. Это же правило касается и большинст­ва дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т.д. Ребенок вставляет фигуры в рам­ки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по-другому не получится (если ребенок начинает бросать и т.п., такие действия нельзя считать адекватными, они ничему не учат, ниче­го не развивают). Обеспечение ребенка такими предме­тами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт со взрослым не налажен и специальное обучение не проводится.

Однако ни в коем случае не следует ограничиваться созданием развивающей предметной среды. В отсутствие другого человека такой предметный мир остается эмо­ционально мертвым. Необходимо вновь и вновь пытать­ся организовывать взаимодействие с ребенком уже на основе усвоенных им навыков действия с предметами.

 

  1. Еще одним условием является поддержание порядка. В комнате ребенка должен быть установлен и поддер­живаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовы­ми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.

Вещи в шкафу лучше раскладывать на те же места — так легче приучать ребенка к самостоятельности. Порядок в окружающем мире предметов важен для лю­бого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он — необходимое условие жизни. Время от времени вводите новые приятные ребенку де­тали — развесьте на стене его рисунки, повесьте новые занавески, купите и повесьте на стену кар­тину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь.

Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Здесь на первом плане стоит задача «обжить» пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. В норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения. Аутичному же ребенку необходимо по­мочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т.д.

Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: «Мы сейчас с прогулки вернулись — руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы руки моем! Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? Вот оно, мыло — как приятно пахнет. Ну все? Пошли! Ах, какой ты молодец — вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. Вот полотенце висит на крю­чочке. А теперь идем обедать».

Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда — бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложить ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т.д. Конечно, следует учитывать воз­раст ребенка и его возможности. Никто лучше близких не знает, что ребенок в состоянии выполнить и что ему нравится. Не забывайте, что здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей. Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней работы. Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем — позвольте ребенку засыпать порошок в стиральную машину, капнуть на губку средство для мытья посуды, порезать хлеб к обеду. И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности.

Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, поста­райтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог играть в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит жизнь ребенка новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями.

Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рас­сматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке - контакты с детьми; в магазине - общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, «ближайшее социальное окружение» - это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром — миром людей и предметов, природой.

Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на вражеской территории», зача­стую остро ощущая враждебность окружающего мира.

Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.

Чтобы ребенок «обжил», принял в свое сознание еще «кусочек мира», необходимо прежде всего выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он никогда не будет чувствовать себя на улице безопасно и комфортно. К сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не проявляются.

Когда страх выявлен и постепенно, в ходе специальной психотерапевтической работы, теряет свою остроту, можно начинать изучать новый участок пространст­ва. Во-первых, постарайтесь связать с данным местом переживание разнообразных положительных эмоций. Во-вторых, помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если он решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умея обратиться, не зная, что следует делать дальше, не упустите этот момент — быст­ро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуй­те другого малыша, спросите, как его зовут и представь­те вашего, помогите своей рукой протянуть ручку ново­му знакомому, предложить ему игрушку. Делайте все это от имени вашего ребенка, словно слившись с ним в еди­ное целое: «Привет! Как тебя зовут?» (в этом месте по­пробуйте побудить вашего ребенка представиться, если не получится — представьте его сами: «А это Миша».) Придумайте варианты продолжения контакта: предло­жите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать за игрой другого, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т.д. Конечно, варианты зависят от возраста детей, причем надо поддерживать интерес вашего ребенка и к малышам, и к ровесникам, и к детям постарше. Выбери­те занятие, которое понравится всем; на основе общего интереса станет возможным взаимодействие. В-третьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения трудной или опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению непредсказуемых ситуаций. Например, если на улице к ребенку обратился чужой взрослый, порицая за неправильное поведение, что случается довольно часто, подойдите, но не вступайте в дискуссию, не пытайтесь объяснить поведение ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести ре­бенка.

В магазине учите ребенка выбирать необходимое - продукты, хозяйственные товары, организуйте его обще­ние с продавцом и самостоятельные мелкие покупки - дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне освоится в этой ситуа­ции. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где «тетя Оля-продавец», будет достаточно обжита, ста­нет привычной и естественной, можно заглянуть в дру­гой магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмар­ку, чтобы выбрать пластилин и краски.

 

Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ре­бенок противится выбору нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания о знакомом пути: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что следует делать, когда горит зеленый свет, красный и т.д.; покажите, где расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет детво­ра на прогулке; напомните: «Смотри-ка — автобусная ос­тановка. Мы садимся здесь на автобус, когда едем в бас­сейн». Описывайте все, что видите по дороге; причем делайте это многократно, даже если ребенок не обраща­ет на эти описания внимание (стараясь разнообразить комментарий, вводя в него интересные детали). А в сле­дующий раз снова попытайтесь немного изменить мар­шрут, постепенно удаляясь от дома на большие расстоя­ния. Для этого постарайтесь создать у ребенка мотив — «Пойдем туда, чтобы краски купить», «Давай зайдем в парк, помнишь, как ты там познакомился с собачкой, а ее хозяин разрешил тебе подержать ее за поводок?».

Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с со­бой, когда отправляетесь «по делам»: на почту, в банк, в аптеку и т.д. Часто мама оказывается вынуждена посту­пать так: ребенок не отпускает ее от себя надолго. По­путно рассказывайте ребенку, что такое почта, что делает почтальон, напишите вместе с ребенком и отправьте письмо бабушке. В аптеке купите вместе с ребенком для кукольной аптечки бинтик, вату и пластырь, с помощью которых ребенок дома станет «лечить» кукол.

Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи. Помните, что это поможет ребенку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное — не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! При правильном подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые впечатления обога­тят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими людьми, научат жизни в социуме. Необходимость при­нимать решение в трудных ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным. Однако следует набраться терпения, т.к. придется решать не только проблемы ребенка, но и преодолевать людское непонима­ние. Но при благоприятном развитии событий возможно заручиться поддержкой окружающих, найти новых дру­зей, наладить доброжелательные отношения с соседями.

Прогулки в дальний парк, в гости; «вылазки» в театр, цирк, кафе; посещение бассейна, детской студии могут быть тяжелы для аутичного ребенка и сопровождающих его близких, а порой и вовсе невозможны. Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Такое состояние может вызвать острую реакцию — ребенок начинает плакать, мечется с криками «Не хочешь!», тя­нет за руку, выражая таким образом просьбу вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уго­варивать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоиться. Действуйте по ситуации; остановитесь не­надолго, поглядите с ребенком по сторонам, поговорите, а затем продолжите путь дальше или вернитесь домой. Сложнее оказывается ситуация, когда ребенок не выражает свое состояние бурно, однако переживает острые негативные эмоции глубоко внутри себя. Это для него очень вредно, может вновь затормозить его развитие. Поэтому родители, решившиеся «выйти в свет», должны чутко следить за состоянием ребенка, за его настроени­ем; при появлении тревоги и дискомфорта лучше повернуть домой со словами: «Ничего, в следующий раз по­едем к бабушке. А сейчас вернемся, ведь у нас мишка один дома остался, будет скучать». При этом предпочти­тельно назвать нейтральную причину возвращения до­мой, о страхе ребенка не говорите, ведь это может стать дополнительной травмой.

Однако прятаться от мира, сидя дома, — хотя и более легкий путь, но он не дает ребенку возможности позна­вать мир во всем его многообразии, не решает проблему страхов, препятствует развитию самостоятельности. Ко­нечно, дальние прогулки нужны и обязательны, но не­обходимо соблюдать следующие правила:

1. Осваивайте пространство постепенно. Это значит, что поход в театр возможен только после того, как ребе­нок достаточно освоился на более близкой территории.

2. Готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда соби­раетесь пойти, что вас там ждет. В данном случае лучше постараться обойтись без сюрпризов, которые могут ис­пугать аутичного ребенка, поэтому расскажите ему под­робно, что его ждет. Вспомните мультфильм, покажите подходящую картинку.

3. Приучайте ребенка пользоваться общественным транспортом. Для начала можно проехать на автобусе или в метро всего одну остановку. Подготовьте ребенка к поездке, рассказав заранее, как это будет происходить, куда и зачем поедете. В дальнейшем предпринимайте недалекие поездки; хорошо, когда цель поездки понятна ребенку: «На этом автобусе поедем в магазин за каран­дашами. Надо будет проехать три остановки. Давай вме­сте их считать». Можно взять с собой любимую игруш­ку: что-то родное в незнакомой обстановке поможет ему успокоиться. Попутно объясняйте ребенку правила по­ведения в транспорте: «Держись за поручень, а то сей­час автобус будет поворачивать, можно упасть», «Надо оплатить проезд: вот компостер — вставим талончики и нажмем на ручку. Смотри, какие дырочки получились». То же касается и поездок в легковом автомобиле.

  1. Места для посещения выбирайте осторожно. Для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях, и со временем он перестанет бояться скопления людей.

5. Посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые — кружок рисования, бассейн, — пона­чалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возмож­ность привыкнуть к новой обстановке, к детскому кол­лективу, к новым взрослым. Можно договориться с пе­дагогом или тренером и первое время присутствовать на занятиях вместе с ребенком, а в случае, если ребенок захочет, ненадолго выйти вместе с ним. Отдохнув, ребенок может вернуться к занятиям. Но если он захотел домой, поступите так, как просит ребенок. Не забывай­те, что ситуация, требующая от ребенка активного взаимодействия с другими людьми,— огромный труд для него. Но при правильной организации посещение детского коллектива очень полезно для ребенка, дает ему неоценимый опыт социальной жизни и разнообразные впечатления, которые подталкивают развитие.

6. Действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному. Так, он может в любой момент захотеть уединиться, потому что скопление народа утомило его, — найдите более тихое место, где можно передохнуть. А если ребенок, не дождавшись представления, захочет вернуться домой — не противьтесь. Это значит, что на сегодня он уже получил достаточное количество впечатлений. Не настаивайте ни в коем случае, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет бояться отправиться с вами в подобное путешествие.

7. Дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, сма­куйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и воз­можности: нарисуйте картинку, выучите стишок, ор­ганизуйте игру. Задавайте вопросы, объясняйте в ходе беседы причинно-следственные связи, логику событий, заражайте ребенка своим положительным эмоциональным отношением.

Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обуслов­ленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнут лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.

 

Список литературы:

  1. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. Морозова С.А. – М., 1998.
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М., 2000.
  3. Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. Спб.: Речь, М.: Сфера, 2010.
  4. Ранний детский аутизм /Под ред. Т.А.Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. М., 1981.
  5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.
  6. http://www.tinlib.ru/medicina/igry_s_autichnym_rebenkom/index.php

 

Информация подготовлена

Гордеевой Л.С., педагогом - психологом

МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» г.Воркуты

 

Категория: Мои статьи | Добавил: semyashka-olka (28.11.2018)
Просмотров: 880 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar